МОУ "СОШ" пст. Приуральский
п. Приуральский
  • Образовательные стандарты и требования

    Образовательные стандарты и требования

    Уважаемые родители (законные представители)!

    Министерством просвещения 31 мая 2021 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее — обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО).

    Обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ, а также учета интереса и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся.

    С 1 сентября 2022 года обучающиеся 1-х и 5-х классов будут учиться по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО.

    Обращаем Ваше внимание, что обновленные ФГОС не имеют принципиальных отличий от действующих в настоящее время.

    Во-первых: основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках.

    Во-вторых: в обновленном ФГОС ООО сохраняется привычная для школ и учителей структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.

    Родители по-прежнему смогут принимать участие в формировании вариативной части основных образовательных программ начального общего и основного общего образования школы, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка факультативные и элективные учебные курсы, предлагаемые школой, а также учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

    Также в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательных программ начального и основного общего образования включает курсы внеурочной деятельности.

    В-третьих: структура требований к результатам реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленном ФГОС остается неизменным положение, обуславливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.

    В-четвертых: остались без изменений обязательные для изучения предметные области учебных планов начального общего и основного общего образования.

    В обновленных ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.

    Они также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание и описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи.

    Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

    ФГОС 

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Каждый стандарт включает 3 вида требований:

    1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    Основные отличительные особенности ФГОС

    Новые подходы к определению  стратегических целей стандартов:

    • Обеспечение развития системы образования, повышения качества образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

    Стратегические задачи разработки  стандартов:

    • Обеспечение социальной консолидации общества.
    • Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
    • Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
    • Реализация и обеспечение смены ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
    • Организационно-экономическая модернизация образования, обеспечивающая реализацию стандартов.

    Ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:

    • гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
    • идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
    • патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
    • ценности личной, социальной и государственной безопасности;
    • национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.

    Инновационные функции стандарта:

    • Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.
    • Инструмент формирования социального доверия,    общественного согласия и гражданской консолидации.
    • Инструмент реализации государственной политики в сфере образования.
    • Обеспечение равных возможностей получения качественного образования.
    • Обеспечение преемственности всех основных образовательных программ.
    • Содействие сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
    • Обеспечение единства образовательного пространства страны
    • Формирование критериальной оценки результатов освоения основной образовательной программы.

    Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает гарантии качества образования, единые на всей территории Российской Федерации.

    В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.

    Законом «Об образовании в РФ» предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

    От уровня к уровню меняется соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса:

    Обязательная часть основной образовательной программы составляет:

    • Начальная школа — 80 %
    • Основная школа — 70%
    • Средняя школа – 60 %

    Часть, формируемая участниками образовательного процесса  от общего объёма основной образовательной программы:

    • Начальная школа — 20 %
    • Основная школа — 30%
    • Средняя школа – 40 %

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie